К основному контенту

Молитва по четырем точкам

Развивая свою излюбленную тему о четырех сущностях человека, придумал молитву по 4-м точкам, которая заключается в том, что внимание последовательно переключается по четырем точкам: с сердечной точки, выше на точку в основании шеи (там где впадинка, или как в 51-й главе "Невидимой брани" Никодима Святогорца написано: "...Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно — подымись с того места (сердца) и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди".
Третья точка над переносицей, между бровями, и четвертая выше затылка или самая высокая точка затылка.
В уме можно проговаривать "Господи помилуй", на вдохе "Господи", на выдохе "помилуй", можно также представлять (как советовал схиигумен Савва), что вдыхаешь Бога, Божие тепло, энергию, а выдыхаешь через соответствующую точку, уже свое тепло (это также помогает при помощи от какой-нибудь боли, когда энергия выдоха направляется в точку боли).
Хорошо бы почувствовать в каждой точке ответ: тактильные ощущения, биение пульса, тепло, холод и т.п., хотя это чаще не получается, но главное - концентрировать внимание. Концентрация на точке выходит недолгой - несколько секунд (один вдох-выдох или три вдоха-выдоха), ибо если остановиться на долгое время, то начинают лезть мысли, особенно на других точках кроме сердечной и рассеивают внимание. Концентрация же на главной, сердечной точке, очень хорошо помогает бороться с лезущими помыслами, т.к. они выглядят как явные пришельцы, а в других точках они влезают очень незаметно и трудно различимы: от этого, считаю, долгую концентрацию на других, кроме сердечной, точках излишней и малополезной, если только в какой-то из этих точек нет явного присутствия - тактильного, теплового или иного ощущения, на котором, считаю, можно сосредоточиться более длительно, как бы останавливаясь на этой точки и беря паузу во всем процессе.
Дойдя от сердца до затылка, все снова начинается от сердца и т.д. Самая сильная точка - сердечная, самая слабая - в основании шеи (хотя в некоторых случаях, бывает в ней ощущается хорошая пульсация), при переходе от шейной к более высоким, явно заметен эффект этого молитвенного делания. Замечено, что в положении сидя молитва идет лучше, нежели в иных положениях (стоя, лежа, во время ходьбы), хотя, возможно, это из-за слабого навыка в этой молитве.
При этом занятии, конечно, надо насколько возможно, отвлекаться от внешних раздражителей, лучше закрыть глаза, изгнать все мысли. Причем если приходится смотреть, то лучше смотреть на естественные предметы и явления: облака, небо, море, маленьких детей и пр., что мало отвлекает от молитвы, но смотрение на дела рук человеческих - автомобили, здания и пр., а также людей, особенно противоположного пола и привлекательных - отвлекает сильно и всё останавливает.

Эта молитва, более тонкая, нежели пятерная, помогает во многих случаях (при нахождении раздражения, гнева и пр.), практически мгновенно привести дух в успокоенность и неразвлечение. Кроме того, опыт различения ощущений в сердце, помогает определить какого рода помыслы приходят на сердце: злые помыслы ощущаются сердцем, как тянущие, холодные, отталкивающие и это позволяет устранить их развитие в мысли и прочие сочетания, сосложения, собеседования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист мученику Антонию Апамейскому

Краегранесие: Антонию мученику приношение Кондак 1 *А*нтонию мученику приношение молитвенное совершаем, Троице Святей до смерти послужившему и Царствие Небесное наследовавшу, емуже радостию поем: Радуйся, мучениче Антоние, Троическую любовь кровьми живописавший.

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.