К основному контенту

Беззаконие и грех

В старых  славянских текстах (подревнее, нежели Елизаветинская Библия) между беззаконием и грехом есть большая разница: с беззаконием обычно употребляется глагол "отпускается", а грех обычно "покрывается".
В псалме 50 (стих 3), например: "оцысти беззакония моа" (Острожская Библия), в другом источнике (Киевская Псалтирь) "оцести безаконье мое" (как будто промыть оцетом-уксусом или м.б. промыть стекло внетренних очей, чтобы лучше видеть), а в стихе 4 в обоих источниках "от греха моего очисти мя".  Т.е. "оцести" и "очисти" используются в одном источнике в соседних стихах явно в разных смыслах: в случае с беззаконием "оцести", а с грехом "очисти".
Любопытно также начало 31-го псалма Киевской Псалтири: "Блажени имже отпустишася беззакония и имже открышася (в противовес современному - елизаветинскому: "покрышася") греси".

Некоторые размышления привели меня к мнению, что беззаконие отпускается, т.е. не изглаживается и покрывается по той причине, что оно дает человеку определенную меру свободы, где он может, имея всегда его перед глазами, использовать для того, чтобы очищать себя, тренировать свою способность противостоять злу, а грех, из-за своей тяжести и из-за того, что уже совершен, требует полного излечения.
Беззаконие - это удобопреклонность ко греху, которое возникло в человеке только после ухода из Рая, и должно быть всегда перед глазами человека или осознаваться им (что постоянно в нем есть), чтобы, когда встретится возможность претворить ее в действие, помогала осознать, что это зло и не сделать его("уготовихся и не смутихся"(Пс.118,60).

Также, беззаконие имеет характер помысла, т.е. еще не определенной и законченной мысли, или - притчевый характер, а грех - закончен и оформлен по своей сущности, он не притча, а мысль, четкая и законченная. Или, как в псалме 89,17: "дела рук наших исправи на нас", т.е. еще не определенный, законченный продукт, в противовес уже результирующему и законченному: "дело рук наших исправи".
Если продолжать, то беззаконие имеет сердечный, эмоциональный, побуждающий характер - как помысел, и оно (беззаконие-помысел) может привести ко греху, если осуществить на деле, и тут грех соотносится с мыслью, если считать ее развитием помысла - осуществлением на деле, т.е. артикулированием (грех - оформленное в мысль-действие, беззаконие), да и сделанный на деле -  грех есть продукт плоти-крепости.
====
Беззаконие - есть продукт отрицательных внутренних связей. Удобоприклонение ко греху, но не совершенное в действии, живущее только в сердце. Например: "А́з же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем" Мф.5:28. Здесь - смотрение (даже не само смотрение, а расположение к смотрению, сама возможность получить от смотрения удовольствие) - беззаконие (еще не совершенное прелюбодейство), а сделанное прелюбодействие - грех.
Также: "Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззаконiя, глаголя: близ есть седмое лето, лето отпущенiя, и возлукавнует око твое брату твоему требующему, и не даси ему, и возопiет на тя ко Господу, и будет тебе грех велик", Втор.15:9. Здесь ясно сказано, что тайное (и недоброе) слово в сердце - это беззаконие.

Почему же: "блажени имже отпустишася беззакония"? (Пс.31:1 Киев. Пс.)
Вероятно по той причине, что Бог дает душе полное и откровенное видение присутствия в душе всех темных сущностей, ранее покрываемых и невидимых (чтобы человек не отчаялся от видения такого множества внутреннего зла). И далее говорится: "... и имже открышася греси". Отчего душа теперь, видя все, что в ней есть дурного, может теперь вооружиться всеми силами против и побороть их.
===
От того и существует практика откровения помыслов, чтобы:
- представить перед мысленным взором всех своих врагов, чтобы их побороть до единого
- духовник мог раскрыть невидимых исповеднику врагов
- исповедник получил лучшее средство против врагов с помощью более опытного духовника 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист мученику Антонию Апамейскому

Краегранесие: Антонию мученику приношение Кондак 1 *А*нтонию мученику приношение молитвенное совершаем, Троице Святей до смерти послужившему и Царствие Небесное наследовавшу, емуже радостию поем: Радуйся, мучениче Антоние, Троическую любовь кровьми живописавший.

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.