К основному контенту

Заповедь Бога о размножении

Бытие 1:28

Елизаветинская Библия
И благослови́ и́хъ Бóгъ, глагóля: расти́теся и мнóжитеся, и напóлните зéмлю, и госпóдствуйте éю, и обладáйте ры́бами морски́ми, [и звѣрьми́] и пти́цами небéсными, и всѣ́ми скотáми, и всéю землéю, и всѣ́ми гáдами пресмыкáющимися по земли́.

Острожская Библия
И благослови их Богъ глаголя, раститеся и множитеся и наполните землю, и обладайте ею. И обладайте рыбами моръскими и зверми и птицами небесными, и всеми скоты, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

Рукописный текст РГБ 304.1 
и благослови я Богъ глаголя. раститася. и плодитася. и исполнита землю. и обладаета ею. и обладаета рыбами морьскиими. и пьтицами небесными. и всеми скоты и всею землею. и всеми гады пресмыкающиимися по земли.

Синодальное изложение
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Существует мнение, что с самого начала, искони, Бог заповедал человеку размножаться числом. И многие библейские тексты говорят об этом, но один, весьма примечательный текст РГБ 304.1, который, как я понимаю, Филарет Московский, заведовавший в свое время проектом по созданию нынешнего Синодального изложения, запретил к распространению, который в стихе 3:23, один, говорит, что Бог человека не выгнал из Рая, но "отпустил". Так вот, в этом тексте, в стихе 1:28, где Бог дает первую заповедь человеку, хорошо видно, что он дал заповедь в двойном числе, т.е. только мужу и жене:  раститася. и плодитася. и исполнита землю. и обладаета ею. и обладаета рыбами морьскиими. и пьтицами небесными. и всеми скоты и всею землею. и всеми гады пресмыкающиимися по земли.
Получается, что человеку надо было не размножаться числом, но распространять образ и подобие Божие по лицу всея Земли, распространять Рай на всю Землю. Делать из части - Рая, целое - Землю. Но человек пошел по другому пути - вместо делания из части целого, - по пути раздробления, и себя, качественно и количественно (в числе), и всего, что вокруг него.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Исаия 64:9 различие Елизаветинского и Острожского текста от ранних

Еще одно значительное, на мой взгляд, отличие Елизаветинского и Острожского текстов от более ранних РГБ.Ф.173 №20 (1489) и РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год): в более поздних текстах вместо "беззакония" фигурирует "грех", что является серьезной ошибкой. Надо заметить, что Синодальное изложение тоже часто этим грешит и постоянно путает грех с беззаконием, что говорит о вторичности этого текста, который является калькированным переводом с еврейского. Ел.Б не прогнѣ́вайся на ны́ зѣлó и не помяни́ во врéмя беззакóнiй нáшихъ, и ны́нѣ при́зри, я́ко лю́дiе твои́ вси́ мы́. Острож. не прогневайся на ны зело, и не помяни во время безаконий нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.173 №20 (1489) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грехъ наших. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грех нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. Все-таки, грех сильно отличается от беззакония: если беззаконие...

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...