К основному контенту

Молитва по четырем точкам

Развивая свою излюбленную тему о четырех сущностях человека, придумал молитву по 4-м точкам, которая заключается в том, что внимание последовательно переключается по четырем точкам: с сердечной точки, выше на точку в основании шеи (там где впадинка, или как в 51-й главе "Невидимой брани" Никодима Святогорца написано: "...Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно — подымись с того места (сердца) и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди".
Третья точка над переносицей, между бровями, и четвертая выше затылка или самая высокая точка затылка.
В уме можно проговаривать "Господи помилуй", на вдохе "Господи", на выдохе "помилуй", можно также представлять (как советовал схиигумен Савва), что вдыхаешь Бога, Божие тепло, энергию, а выдыхаешь через соответствующую точку, уже свое тепло (это также помогает при помощи от какой-нибудь боли, когда энергия выдоха направляется в точку боли).
Хорошо бы почувствовать в каждой точке ответ: тактильные ощущения, биение пульса, тепло, холод и т.п., хотя это чаще не получается, но главное - концентрировать внимание. Концентрация на точке выходит недолгой - несколько секунд (один вдох-выдох или три вдоха-выдоха), ибо если остановиться на долгое время, то начинают лезть мысли, особенно на других точках кроме сердечной и рассеивают внимание. Концентрация же на главной, сердечной точке, очень хорошо помогает бороться с лезущими помыслами, т.к. они выглядят как явные пришельцы, а в других точках они влезают очень незаметно и трудно различимы: от этого, считаю, долгую концентрацию на других, кроме сердечной, точках излишней и малополезной, если только в какой-то из этих точек нет явного присутствия - тактильного, теплового или иного ощущения, на котором, считаю, можно сосредоточиться более длительно, как бы останавливаясь на этой точки и беря паузу во всем процессе.
Дойдя от сердца до затылка, все снова начинается от сердца и т.д. Самая сильная точка - сердечная, самая слабая - в основании шеи (хотя в некоторых случаях, бывает в ней ощущается хорошая пульсация), при переходе от шейной к более высоким, явно заметен эффект этого молитвенного делания. Замечено, что в положении сидя молитва идет лучше, нежели в иных положениях (стоя, лежа, во время ходьбы), хотя, возможно, это из-за слабого навыка в этой молитве.
При этом занятии, конечно, надо насколько возможно, отвлекаться от внешних раздражителей, лучше закрыть глаза, изгнать все мысли. Причем если приходится смотреть, то лучше смотреть на естественные предметы и явления: облака, небо, море, маленьких детей и пр., что мало отвлекает от молитвы, но смотрение на дела рук человеческих - автомобили, здания и пр., а также людей, особенно противоположного пола и привлекательных - отвлекает сильно и всё останавливает.

Эта молитва, более тонкая, нежели пятерная, помогает во многих случаях (при нахождении раздражения, гнева и пр.), практически мгновенно привести дух в успокоенность и неразвлечение. Кроме того, опыт различения ощущений в сердце, помогает определить какого рода помыслы приходят на сердце: злые помыслы ощущаются сердцем, как тянущие, холодные, отталкивающие и это позволяет устранить их развитие в мысли и прочие сочетания, сосложения, собеседования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати ...