К основному контенту

Пятерная молитва, пятерня

Когда нужно отвлечься от каких-то назойливых мыслей, сосредоточиться, заснуть или возобновить прерванный сон, бывает, помогает "пятерная молитва". Используются пять пальцев руки. Сначала внимание концентрируется на кончике мизинца: там необходимо ощутить биение пульса, затем перейти на безымянный, средний, указательный, наконец, большой пальцы, а потом повторить все сначала. Очень удобно это делать одновременно на двух руках: сразу на двух кончиках мизинцев, безымянных пальцев и т.д. Иногда получается концентрироваться сразу на всех пальцах рук одновременно.
Недостаток тот, что в условиях занятости рук, в холодное время, при занятости чем-то активным: бег, печатание на клавиатуре и пр. этом трудно заниматься. А преимущество то, что этой молитвой заниматься проще, нежели четверной.
Можно практиковать и мысленные молитовки, при переходе между пальцами, например, при мизинце думать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", на безымянном: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, семью мою", на среднем: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, страну нашу", на указательном: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, создание Твое", и на большом: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, живых и мертвых, помилуй нас", или просто: "Господи, помилуй" на вдохе-выдохе, при переходе между пальцами. Это помогает меньше замыливать молитвы. Конечно, надо стараться изгонять различные, не относящиеся к молитве, мысли. Было замечено, что при предварительном чтении кафисмы-другой Пслатири или какого-нибудь канона, эта пятерная молитва приобретает большую глубину.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Исаия 64:9 различие Елизаветинского и Острожского текста от ранних

Еще одно значительное, на мой взгляд, отличие Елизаветинского и Острожского текстов от более ранних РГБ.Ф.173 №20 (1489) и РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год): в более поздних текстах вместо "беззакония" фигурирует "грех", что является серьезной ошибкой. Надо заметить, что Синодальное изложение тоже часто этим грешит и постоянно путает грех с беззаконием, что говорит о вторичности этого текста, который является калькированным переводом с еврейского. Ел.Б не прогнѣ́вайся на ны́ зѣлó и не помяни́ во врéмя беззакóнiй нáшихъ, и ны́нѣ при́зри, я́ко лю́дiе твои́ вси́ мы́. Острож. не прогневайся на ны зело, и не помяни во время безаконий нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.173 №20 (1489) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грехъ наших. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грех нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. Все-таки, грех сильно отличается от беззакония: если беззаконие...

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...