К основному контенту

Беззаконие и грех

В старых  славянских текстах (подревнее, нежели Елизаветинская Библия) между беззаконием и грехом есть большая разница: с беззаконием обычно употребляется глагол "отпускается", а грех обычно "покрывается".
В псалме 50 (стих 3), например: "оцысти беззакония моа" (Острожская Библия), в другом источнике (Киевская Псалтирь) "оцести безаконье мое" (как будто промыть оцетом-уксусом или м.б. промыть стекло внетренних очей, чтобы лучше видеть), а в стихе 4 в обоих источниках "от греха моего очисти мя".  Т.е. "оцести" и "очисти" используются в одном источнике в соседних стихах явно в разных смыслах: в случае с беззаконием "оцести", а с грехом "очисти".
Любопытно также начало 31-го псалма Киевской Псалтири: "Блажени имже отпустишася беззакония и имже открышася (в противовес современному - елизаветинскому: "покрышася") греси".

Некоторые размышления привели меня к мнению, что беззаконие отпускается, т.е. не изглаживается и покрывается по той причине, что оно дает человеку определенную меру свободы, где он может, имея всегда его перед глазами, использовать для того, чтобы очищать себя, тренировать свою способность противостоять злу, а грех, из-за своей тяжести и из-за того, что уже совершен, требует полного излечения.
Беззаконие - это удобопреклонность ко греху, которое возникло в человеке только после ухода из Рая, и должно быть всегда перед глазами человека или осознаваться им (что постоянно в нем есть), чтобы, когда встретится возможность претворить ее в действие, помогала осознать, что это зло и не сделать его("уготовихся и не смутихся"(Пс.118,60).

Также, беззаконие имеет характер помысла, т.е. еще не определенной и законченной мысли, или - притчевый характер, а грех - закончен и оформлен по своей сущности, он не притча, а мысль, четкая и законченная. Или, как в псалме 89,17: "дела рук наших исправи на нас", т.е. еще не определенный, законченный продукт, в противовес уже результирующему и законченному: "дело рук наших исправи".
Если продолжать, то беззаконие имеет сердечный, эмоциональный, побуждающий характер - как помысел, и оно (беззаконие-помысел) может привести ко греху, если осуществить на деле, и тут грех соотносится с мыслью, если считать ее развитием помысла - осуществлением на деле, т.е. артикулированием (грех - оформленное в мысль-действие, беззаконие), да и сделанный на деле -  грех есть продукт плоти-крепости.
====
Беззаконие - есть продукт отрицательных внутренних связей. Удобоприклонение ко греху, но не совершенное в действии, живущее только в сердце. Например: "А́з же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем" Мф.5:28. Здесь - смотрение (даже не само смотрение, а расположение к смотрению, сама возможность получить от смотрения удовольствие) - беззаконие (еще не совершенное прелюбодейство), а сделанное прелюбодействие - грех.
Также: "Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззаконiя, глаголя: близ есть седмое лето, лето отпущенiя, и возлукавнует око твое брату твоему требующему, и не даси ему, и возопiет на тя ко Господу, и будет тебе грех велик", Втор.15:9. Здесь ясно сказано, что тайное (и недоброе) слово в сердце - это беззаконие.

Почему же: "блажени имже отпустишася беззакония"? (Пс.31:1 Киев. Пс.)
Вероятно по той причине, что Бог дает душе полное и откровенное видение присутствия в душе всех темных сущностей, ранее покрываемых и невидимых (чтобы человек не отчаялся от видения такого множества внутреннего зла). И далее говорится: "... и имже открышася греси". Отчего душа теперь, видя все, что в ней есть дурного, может теперь вооружиться всеми силами против и побороть их.
===
От того и существует практика откровения помыслов, чтобы:
- представить перед мысленным взором всех своих врагов, чтобы их побороть до единого
- духовник мог раскрыть невидимых исповеднику врагов
- исповедник получил лучшее средство против врагов с помощью более опытного духовника 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати ...

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...