К основному контенту

"Свет" вместо "совета"

В псалмах 105 и 106 Елизаветинской Библии встречается слово "совет", а в этих же местах Киевской Псалтири вместо "совета" стоит "свет". Изменение более раннего варианта со "светом" на поздний "совет" значительно затрудняет понимание Бога, как источника Божественного света и благодати, и вызывает определенное непонимание Бога, как источника просвещающего, также недостатка веры в Бога, как затемняющего фактора в человеческой душе.
Выписываю места из этих псалмов, что относятся, либо к свету, либо к его антониму - тьме, также и к воде, как субстанции, угашающей свет, который предстает, как огонь (поядающий):

Пс. 105
13 Ускориша, забыша дела Его, не стерпеша совета (света) Его
18 и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники.
32 И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради, 
43 Множицею избави я, тии же преогорчиша Его советом (светом) своим и смиришася в беззакониих своих.

Пс. 106
10 Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом,
11 яко преогорчиша словеса Божия и совет (свет) Вышняго раздражиша.
14 и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

В этих образах действие Божие на человека предстает как свет благодатный, дающий жизнь и энергию для жизни твари. Также этот свет может предстать как огнь поядающий, если тварь использует этот свет-энергию втуне, не для общения с Богом, не для благодатных дел, а для поиска наслаждений, потворству страстям... В таком случае, Божественная энергия предстает как огонь поядающий (Евр.12:29).
Можно использовать образ человека, как стеклышка, которое, будучи прозрачным (здесь - праведник), пропускает свет без потерь. Но закопченое грехом стекло уже не пропускает свет, от него нагревается и если свет очень сильный, а стекло очень закопченое, то может и сгореть. Такой может и спасется, но как бы из огня. (1Кор. 3.13-15)
Очень интересен образ Моисея, спасшаго людей на воде пререкания: ибо вода - субстанция охлаждающая поядающий огонь.
В Елизаветинской Библии эти образы сильно затушеваны.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Исаия 64:9 различие Елизаветинского и Острожского текста от ранних

Еще одно значительное, на мой взгляд, отличие Елизаветинского и Острожского текстов от более ранних РГБ.Ф.173 №20 (1489) и РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год): в более поздних текстах вместо "беззакония" фигурирует "грех", что является серьезной ошибкой. Надо заметить, что Синодальное изложение тоже часто этим грешит и постоянно путает грех с беззаконием, что говорит о вторичности этого текста, который является калькированным переводом с еврейского. Ел.Б не прогнѣ́вайся на ны́ зѣлó и не помяни́ во врéмя беззакóнiй нáшихъ, и ны́нѣ при́зри, я́ко лю́дiе твои́ вси́ мы́. Острож. не прогневайся на ны зело, и не помяни во время безаконий нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.173 №20 (1489) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грехъ наших. и ныне призри яко людие твои вси мы. РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грех нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы. Все-таки, грех сильно отличается от беззакония: если беззаконие...

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...