К основному контенту

Заповедь Бога о размножении

Бытие 1:28

Елизаветинская Библия
И благослови́ и́хъ Бóгъ, глагóля: расти́теся и мнóжитеся, и напóлните зéмлю, и госпóдствуйте éю, и обладáйте ры́бами морски́ми, [и звѣрьми́] и пти́цами небéсными, и всѣ́ми скотáми, и всéю землéю, и всѣ́ми гáдами пресмыкáющимися по земли́.

Острожская Библия
И благослови их Богъ глаголя, раститеся и множитеся и наполните землю, и обладайте ею. И обладайте рыбами моръскими и зверми и птицами небесными, и всеми скоты, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

Рукописный текст РГБ 304.1 
и благослови я Богъ глаголя. раститася. и плодитася. и исполнита землю. и обладаета ею. и обладаета рыбами морьскиими. и пьтицами небесными. и всеми скоты и всею землею. и всеми гады пресмыкающиимися по земли.

Синодальное изложение
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Существует мнение, что с самого начала, искони, Бог заповедал человеку размножаться числом. И многие библейские тексты говорят об этом, но один, весьма примечательный текст РГБ 304.1, который, как я понимаю, Филарет Московский, заведовавший в свое время проектом по созданию нынешнего Синодального изложения, запретил к распространению, который в стихе 3:23, один, говорит, что Бог человека не выгнал из Рая, но "отпустил". Так вот, в этом тексте, в стихе 1:28, где Бог дает первую заповедь человеку, хорошо видно, что он дал заповедь в двойном числе, т.е. только мужу и жене:  раститася. и плодитася. и исполнита землю. и обладаета ею. и обладаета рыбами морьскиими. и пьтицами небесными. и всеми скоты и всею землею. и всеми гады пресмыкающиимися по земли.
Получается, что человеку надо было не размножаться числом, но распространять образ и подобие Божие по лицу всея Земли, распространять Рай на всю Землю. Делать из части - Рая, целое - Землю. Но человек пошел по другому пути - вместо делания из части целого, - по пути раздробления, и себя, качественно и количественно (в числе), и всего, что вокруг него.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист мученику Антонию Апамейскому

Краегранесие: Антонию мученику приношение Кондак 1 *А*нтонию мученику приношение молитвенное совершаем, Троице Святей до смерти послужившему и Царствие Небесное наследовавшу, емуже радостию поем: Радуйся, мучениче Антоние, Троическую любовь кровьми живописавший.

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.