Развивая свою излюбленную тему о четырех сущностях человека, придумал молитву по 4-м точкам, которая заключается в том, что внимание последовательно переключается по четырем точкам: с сердечной точки, выше на точку в основании шеи (там где впадинка, или как в 51-й главе "Невидимой брани" Никодима Святогорца написано: "...Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно — подымись с того места (сердца) и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди".
Третья точка над переносицей, между бровями, и четвертая выше затылка или самая высокая точка затылка.
В уме можно проговаривать "Господи помилуй", на вдохе "Господи", на выдохе "помилуй", можно также представлять (как советовал схиигумен Савва), что вдыхаешь Бога, Божие тепло, энергию, а выдыхаешь через соответствующую точку, уже свое тепло (это также помогает при помощи от какой-нибудь боли, когда энергия выдоха направляется в точку боли).
Хорошо бы почувствовать в каждой точке ответ: тактильные ощущения, биение пульса, тепло, холод и т.п., хотя это чаще не получается, но главное - концентрировать внимание. Концентрация на точке выходит недолгой - несколько секунд (один вдох-выдох или три вдоха-выдоха), ибо если остановиться на долгое время, то начинают лезть мысли, особенно на других точках кроме сердечной и рассеивают внимание. Концентрация же на главной, сердечной точке, очень хорошо помогает бороться с лезущими помыслами, т.к. они выглядят как явные пришельцы, а в других точках они влезают очень незаметно и трудно различимы: от этого, считаю, долгую концентрацию на других, кроме сердечной, точках излишней и малополезной, если только в какой-то из этих точек нет явного присутствия - тактильного, теплового или иного ощущения, на котором, считаю, можно сосредоточиться более длительно, как бы останавливаясь на этой точки и беря паузу во всем процессе.
Дойдя от сердца до затылка, все снова начинается от сердца и т.д. Самая сильная точка - сердечная, самая слабая - в основании шеи (хотя в некоторых случаях, бывает в ней ощущается хорошая пульсация), при переходе от шейной к более высоким, явно заметен эффект этого молитвенного делания. Замечено, что в положении сидя молитва идет лучше, нежели в иных положениях (стоя, лежа, во время ходьбы), хотя, возможно, это из-за слабого навыка в этой молитве.
При этом занятии, конечно, надо насколько возможно, отвлекаться от внешних раздражителей, лучше закрыть глаза, изгнать все мысли. Причем если приходится смотреть, то лучше смотреть на естественные предметы и явления: облака, небо, море, маленьких детей и пр., что мало отвлекает от молитвы, но смотрение на дела рук человеческих - автомобили, здания и пр., а также людей, особенно противоположного пола и привлекательных - отвлекает сильно и всё останавливает.
Эта молитва, более тонкая, нежели пятерная, помогает во многих случаях (при нахождении раздражения, гнева и пр.), практически мгновенно привести дух в успокоенность и неразвлечение. Кроме того, опыт различения ощущений в сердце, помогает определить какого рода помыслы приходят на сердце: злые помыслы ощущаются сердцем, как тянущие, холодные, отталкивающие и это позволяет устранить их развитие в мысли и прочие сочетания, сосложения, собеседования.
Третья точка над переносицей, между бровями, и четвертая выше затылка или самая высокая точка затылка.
В уме можно проговаривать "Господи помилуй", на вдохе "Господи", на выдохе "помилуй", можно также представлять (как советовал схиигумен Савва), что вдыхаешь Бога, Божие тепло, энергию, а выдыхаешь через соответствующую точку, уже свое тепло (это также помогает при помощи от какой-нибудь боли, когда энергия выдоха направляется в точку боли).
Хорошо бы почувствовать в каждой точке ответ: тактильные ощущения, биение пульса, тепло, холод и т.п., хотя это чаще не получается, но главное - концентрировать внимание. Концентрация на точке выходит недолгой - несколько секунд (один вдох-выдох или три вдоха-выдоха), ибо если остановиться на долгое время, то начинают лезть мысли, особенно на других точках кроме сердечной и рассеивают внимание. Концентрация же на главной, сердечной точке, очень хорошо помогает бороться с лезущими помыслами, т.к. они выглядят как явные пришельцы, а в других точках они влезают очень незаметно и трудно различимы: от этого, считаю, долгую концентрацию на других, кроме сердечной, точках излишней и малополезной, если только в какой-то из этих точек нет явного присутствия - тактильного, теплового или иного ощущения, на котором, считаю, можно сосредоточиться более длительно, как бы останавливаясь на этой точки и беря паузу во всем процессе.
Дойдя от сердца до затылка, все снова начинается от сердца и т.д. Самая сильная точка - сердечная, самая слабая - в основании шеи (хотя в некоторых случаях, бывает в ней ощущается хорошая пульсация), при переходе от шейной к более высоким, явно заметен эффект этого молитвенного делания. Замечено, что в положении сидя молитва идет лучше, нежели в иных положениях (стоя, лежа, во время ходьбы), хотя, возможно, это из-за слабого навыка в этой молитве.
При этом занятии, конечно, надо насколько возможно, отвлекаться от внешних раздражителей, лучше закрыть глаза, изгнать все мысли. Причем если приходится смотреть, то лучше смотреть на естественные предметы и явления: облака, небо, море, маленьких детей и пр., что мало отвлекает от молитвы, но смотрение на дела рук человеческих - автомобили, здания и пр., а также людей, особенно противоположного пола и привлекательных - отвлекает сильно и всё останавливает.
Эта молитва, более тонкая, нежели пятерная, помогает во многих случаях (при нахождении раздражения, гнева и пр.), практически мгновенно привести дух в успокоенность и неразвлечение. Кроме того, опыт различения ощущений в сердце, помогает определить какого рода помыслы приходят на сердце: злые помыслы ощущаются сердцем, как тянущие, холодные, отталкивающие и это позволяет устранить их развитие в мысли и прочие сочетания, сосложения, собеседования.
Комментарии
Отправить комментарий