К основному контенту

Пятерная молитва, пятерня

Когда нужно отвлечься от каких-то назойливых мыслей, сосредоточиться, заснуть или возобновить прерванный сон, бывает, помогает "пятерная молитва". Используются пять пальцев руки. Сначала внимание концентрируется на кончике мизинца: там необходимо ощутить биение пульса, затем перейти на безымянный, средний, указательный, наконец, большой пальцы, а потом повторить все сначала. Очень удобно это делать одновременно на двух руках: сразу на двух кончиках мизинцев, безымянных пальцев и т.д. Иногда получается концентрироваться сразу на всех пальцах рук одновременно.
Недостаток тот, что в условиях занятости рук, в холодное время, при занятости чем-то активным: бег, печатание на клавиатуре и пр. этом трудно заниматься. А преимущество то, что этой молитвой заниматься проще, нежели четверной.
Можно практиковать и мысленные молитовки, при переходе между пальцами, например, при мизинце думать: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", на безымянном: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, семью мою", на среднем: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, страну нашу", на указательном: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, создание Твое", и на большом: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, живых и мертвых, помилуй нас", или просто: "Господи, помилуй" на вдохе-выдохе, при переходе между пальцами. Это помогает меньше замыливать молитвы. Конечно, надо стараться изгонять различные, не относящиеся к молитве, мысли. Было замечено, что при предварительном чтении кафисмы-другой Пслатири или какого-нибудь канона, эта пятерная молитва приобретает большую глубину.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист мученику Антонию Апамейскому

Краегранесие: Антонию мученику приношение Кондак 1 *А*нтонию мученику приношение молитвенное совершаем, Троице Святей до смерти послужившему и Царствие Небесное наследовавшу, емуже радостию поем: Радуйся, мучениче Антоние, Троическую любовь кровьми живописавший.

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.