К основному контенту

О числе 5

Число 5 встречается в Новом Завете несколько раз и наводит на мысль, что оно означает некую неполноту земных сущностей, которая без небесного участия никогда не может представлять из себя нечто законченное, наиболее емким выражением чего могут служить слова Иисуса: ...без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5). Т.е. свидетельствует о том, что наше человеческое естество состоит из земной и небесной природы и что только при дновременном проявлении этих двух сущностей человек становится человеком и получает возможность войти в какое-либо соответствие небесному замыслу Бога о человеке.

Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи: в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. (Ин.5,2-3)
Здесь речь о том, что человек, лежащий при этой купели не мог получить исцеления, ибо в дело не мог вмешаться шестой элемент: человек, который его бы в эту купель окунул. Иисус
Христос стал седьмым элементом, который сделал наличие пяти притворов и шестого окунающего помощника уже ненужными и исцелил больного.
---
Также эпизод с Самарянкой:
Глагола ей Иисус: иди, пригласи мужа твоего и прииди семо.
Отвеща жена и рече: не имам мужа. Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам:
пять бо мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистинну рекла еси. (Ин.4,16-18)
Здесь шестой элемент (это который "несть муж") также оказывается неспособным изменить то внутреннее качество жены, которое провлекло ее по жизни через пять мужей. Только Иисус смог изменить всю жизнь Самарянки и стал седьмой сущностью, открывшей для нее новую жизнь.

Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым – учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась. Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое – Евангелие, которого жившие тогда еще не имели. Есть и такие, что говорят о пяти чувствах: те, мол, пять земных чувств не дают ключа к жизни Царствия Небесного, но есть шестое чувство, которое открывает душу к принятию небесных откровений и новой жизни.
С моей точки зрения Христос и Его учение не может быть связано с числом шесть, которое не носит никакой полноты, какой смысл ни возьми, но только - семь.
Шестым элементом, по дополнении пяти предыдущих может выступать тяга человеческой души, смутно или явно осознающей свою неполноту, не самодостаточность, - к чему-то высшему, к Небу, к Богу. Этот шестой элемент, при отстутствии ключевого - седьмого, - самого Божиего участия и присутствия в душе, может увлекать человека пустыми, хотя и привлекательными суррогатами - тягой к оккультизму, теософии, наконец, наркотикам, пьянству, земным утехам, страстям и т.п.
---
Еще эпизод с чудом — насыщением пятью хлебами пяти тысяч людей, которое является единственным чудом (кроме воскресения), которое присутствует во всех четырех канонических Евангелиях (Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:5-15). Пяти хлебов и того шестого элемента, кто их раздавал - апостолов, конечно было недостаточно для насыщения людей: "есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико"? Но Христос восполнил Собой всю эту неполноту и дал ключ новой жизни: "делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог". (Ин.6,27)
"Аз есмь хлеб животный: грядый ко мне не имать взалкатися, и веруяй в мя не имать вжаждатися никогдаже". (Ин.6,35)
---
Эпизод с пятью парами волов (Лк. гл. 14) , когда Бог призвал человека на пир, а тот отказался, ибо имел нужду "искусити супруг волов пять", что купил. Под пятью парами можно подразумевать и пять чувств человеческих, с которыми ему интереснее искушаться, нежели общаться с Богом.
Также в притче слуга сначала идет на "распутия и стогны града", что может означать, поищи среди верных, но грешных, а потом уже, на "пути и халуги", что уже вне града, т.е. и среди неверных. И получается, что те верные, что влекутся вслед своих чувств, могут оказаться вне царствия, где будут неверные, но не влекущиеся за своими чувствами: зрением (похоть очей), слухом (сластолюбие, лесть), вкусом (обжорство), обонянием (обжорство, сластолюбие) и осязанием (блудные грехи).
----
Христос был распят в пяток.
---
Еще нашел у Никодима Святогорца упоминание о том, что евреям пять народов были даны, чтобы они не расслаблялись. Суд. 3:1-3:
И сия языки, яже остави Господь, да искусит ими Израиля, вся неведущыя браней Ханаанских,
токмо ради родов сынов Израилевых, еже научити я брани, обаче иже прежде их не уведаша их:
пять во­евод­ст­в иноплемен­нических, и всего Хананеа и Сидония, и Евеа живущаго в Ливане от­ горы Ваал-ермон до Лавоемафа.
---
Ну и конечно, приходит на ум и то, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о том, как готовилась его встреча с папой Римским. По его словам, о том, что этому событию предстоит произойти, знали всего пять человек...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати ...

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...