К основному контенту

О числе 5

Число 5 встречается в Новом Завете несколько раз и наводит на мысль, что оно означает некую неполноту земных сущностей, которая без небесного участия никогда не может представлять из себя нечто законченное, наиболее емким выражением чего могут служить слова Иисуса: ...без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5). Т.е. свидетельствует о том, что наше человеческое естество состоит из земной и небесной природы и что только при дновременном проявлении этих двух сущностей человек становится человеком и получает возможность войти в какое-либо соответствие небесному замыслу Бога о человеке.

Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи: в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. (Ин.5,2-3)
Здесь речь о том, что человек, лежащий при этой купели не мог получить исцеления, ибо в дело не мог вмешаться шестой элемент: человек, который его бы в эту купель окунул. Иисус
Христос стал седьмым элементом, который сделал наличие пяти притворов и шестого окунающего помощника уже ненужными и исцелил больного.
---
Также эпизод с Самарянкой:
Глагола ей Иисус: иди, пригласи мужа твоего и прииди семо.
Отвеща жена и рече: не имам мужа. Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам:
пять бо мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистинну рекла еси. (Ин.4,16-18)
Здесь шестой элемент (это который "несть муж") также оказывается неспособным изменить то внутреннее качество жены, которое провлекло ее по жизни через пять мужей. Только Иисус смог изменить всю жизнь Самарянки и стал седьмой сущностью, открывшей для нее новую жизнь.

Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым – учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась. Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое – Евангелие, которого жившие тогда еще не имели. Есть и такие, что говорят о пяти чувствах: те, мол, пять земных чувств не дают ключа к жизни Царствия Небесного, но есть шестое чувство, которое открывает душу к принятию небесных откровений и новой жизни.
С моей точки зрения Христос и Его учение не может быть связано с числом шесть, которое не носит никакой полноты, какой смысл ни возьми, но только - семь.
Шестым элементом, по дополнении пяти предыдущих может выступать тяга человеческой души, смутно или явно осознающей свою неполноту, не самодостаточность, - к чему-то высшему, к Небу, к Богу. Этот шестой элемент, при отстутствии ключевого - седьмого, - самого Божиего участия и присутствия в душе, может увлекать человека пустыми, хотя и привлекательными суррогатами - тягой к оккультизму, теософии, наконец, наркотикам, пьянству, земным утехам, страстям и т.п.
---
Еще эпизод с чудом — насыщением пятью хлебами пяти тысяч людей, которое является единственным чудом (кроме воскресения), которое присутствует во всех четырех канонических Евангелиях (Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:5-15). Пяти хлебов и того шестого элемента, кто их раздавал - апостолов, конечно было недостаточно для насыщения людей: "есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико"? Но Христос восполнил Собой всю эту неполноту и дал ключ новой жизни: "делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог". (Ин.6,27)
"Аз есмь хлеб животный: грядый ко мне не имать взалкатися, и веруяй в мя не имать вжаждатися никогдаже". (Ин.6,35)
---
Эпизод с пятью парами волов (Лк. гл. 14) , когда Бог призвал человека на пир, а тот отказался, ибо имел нужду "искусити супруг волов пять", что купил. Под пятью парами можно подразумевать и пять чувств человеческих, с которыми ему интереснее искушаться, нежели общаться с Богом.
Также в притче слуга сначала идет на "распутия и стогны града", что может означать, поищи среди верных, но грешных, а потом уже, на "пути и халуги", что уже вне града, т.е. и среди неверных. И получается, что те верные, что влекутся вслед своих чувств, могут оказаться вне царствия, где будут неверные, но не влекущиеся за своими чувствами: зрением (похоть очей), слухом (сластолюбие, лесть), вкусом (обжорство), обонянием (обжорство, сластолюбие) и осязанием (блудные грехи).
----
Христос был распят в пяток.
---
Еще нашел у Никодима Святогорца упоминание о том, что евреям пять народов были даны, чтобы они не расслаблялись. Суд. 3:1-3:
И сия языки, яже остави Господь, да искусит ими Израиля, вся неведущыя браней Ханаанских,
токмо ради родов сынов Израилевых, еже научити я брани, обаче иже прежде их не уведаша их:
пять во­евод­ст­в иноплемен­нических, и всего Хананеа и Сидония, и Евеа живущаго в Ливане от­ горы Ваал-ермон до Лавоемафа.
---
Ну и конечно, приходит на ум и то, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о том, как готовилась его встреча с папой Римским. По его словам, о том, что этому событию предстоит произойти, знали всего пять человек...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист мученику Антонию Апамейскому

Краегранесие: Антонию мученику приношение Кондак 1 *А*нтонию мученику приношение молитвенное совершаем, Троице Святей до смерти послужившему и Царствие Небесное наследовавшу, емуже радостию поем: Радуйся, мучениче Антоние, Троическую любовь кровьми живописавший.

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.