К основному контенту

Исаия 64:9 различие Елизаветинского и Острожского текста от ранних

Еще одно значительное, на мой взгляд, отличие Елизаветинского и Острожского текстов от более ранних РГБ.Ф.173 №20 (1489) и РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год): в более поздних текстах вместо "беззакония" фигурирует "грех", что является серьезной ошибкой. Надо заметить, что Синодальное изложение тоже часто этим грешит и постоянно путает грех с беззаконием, что говорит о вторичности этого текста, который является калькированным переводом с еврейского.

Ел.Б не прогнѣ́вайся на ны́ зѣлó и не помяни́ во врéмя беззакóнiй нáшихъ, и ны́нѣ при́зри, я́ко лю́дiе твои́ вси́ мы́.

Острож. не прогневайся на ны зело, и не помяни во время безаконий нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы.

РГБ.Ф.173 №20 (1489) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грехъ наших. и ныне призри яко людие твои вси мы.

РГБ.Ф.304.I.№89 (1547 год) не гневайся на ны зело. и не помяни въ время грех нашихъ. и ныне призри яко людие твои вси мы.

Все-таки, грех сильно отличается от беззакония: если беззаконие еще можно признать, по большей части, за наследованное и лишь частично, как злоприобренное собственной душой, то грех полностью лежит на человеке, который может его совершить, а может и не совершить. Видно, что во времена написания Острожской Библии, эта различие в осознании разницы между беззаконием и грехом, уже было потеряно.

Дополнение 25.03.2021.
Следует отметить, что беззаконие надо "оцестить", а грех "очистить". Раньше  в текстах обязательно отличали беззаконие от греха своими глаголами, а, начиная с елизаветинцев, все стали валить в одну кучу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акафист преподобному Иоанну Кассиану Римлянину

Краегранесие: Авве Иоанну похвалу приносим Кондак 1 А*вве Иоанну похвалу приносим, сей бо воистину есть муж многомудрый, зрящий на небесех ныне Бога, еже достигл еси очищением сердца, сия бо есть истинная цель жизни человеческой -достижение Царства Божия. Радуяся научениям твоим, потщимся избегати всего еже может возмутити чистоту и спокойствие нашего духа, яко вреднаго, и таковаго надежнаго помощника в пути сем многотрудном имея, с любовию сердца воспеваем ти: Радуйся, преподобне Иоанне Кассиане, сосуде Святаго Духа преисполненный. Икос 1 В*елие смирение показует имя твое, Иоанне Кассиане, ибо всяк идый путем Господним и смиряяйся, непщует пустым сосудом себе быти, иже по-латински - касси именуется, яко не имущим в себе ни добродетелей, ни достоинства. Но токмо прииманием в себе Духа Святаго, возрастати от силы в силу возмогает. Именование таковое, паче нам подобает, имущим пустые сосуды душ наших, обаче от любящих сердец наших, отче Иоанне, яко сосуду преисполнену благодати ...

И явишася пред ними яко бляди глаголи их (Лк.24:11).

В Елисаветградском Евангелии текст еще не правленый: "И явишася пред ними яко бляди глаголи их. и не емлеаху им веры". В Елизаветинской Библии:  "И яви́шася предъ ни́ми я́ко лжа́ глаго́лы и́хъ, и не вѣ́роваху и́мъ". Ранее находил сие слово в Богородичном акафисте "... оставиша Ирода яко блядива, не ведущи пети: Аллилуиа". Где-то, слышал, есть в других литургических текстах, но в Евангелии пока встретил впервые. Насколько понимаю, это было правлено после того, как на Святой Руси стали править бабы-императрицы и народ их стал называть блядями. Даже в указах Алексея Михайловича встречается наименование иноземцев, как "блядских детищ". Но, кажется, Анна Иоановна, издала указ о запрещении этого слова в употреблении.

Акафист благоверному князу Александру Суворову

Краегранесие: Непобедимому Суворову слава Кондак 1 Неложному слову Господню следуя, Еже не мир принести пришедшему на землю, но меч, не пустыми словопреньми, благоверный княже Александре, противостал еси супостату многоглавому, обаче деятельным противоборством того козни побеждая, подобный архангелу Михаилу, воин Христов победоносный на земли явился еси. Заступи нас с небеси, идеже пребываеши в силе Церкви торжествующей, подаждь нам ныне воинствующим, в испытаниях земных вспоможение, да избавимся мы злокозненных наветов бесовских и пленения вражиего к возсиянию в сердцах наших Света Христова, темже зовем ти: Радуйся, архистратиже Александре, земли Русской велие радование. Икос 1 Ехидною злобою, завистию князя мира сего подвизаемии, пыхают враги Отечества нашего на имя твое светлое, благоверный княже, собирая угль огненный на унылыя главы своя, но мы, верные Богу, Яже дарова ти разум светлый, сердце люботрудное и велию силу духа, воспеваем ти: Радуйся, архистратигов небесных пр...